Законодательство о выборах устанавливает определенные ограничения при проведении предвыборной агитации, которые в совокупности можно квалифицировать как требование о недопустимости злоупотребления предоставляемыми законом правами в ходе агитационной деятельности.
Принцип законности предвыборной агитации реализован в правовых нормах в виде запрета на агитационную деятельность, посягающую на ценности, защищаемые нормами Конституции и законодательства Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «подкуп избирателей, участников референдума», запрещая участникам избирательного процесса, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации осуществлять подпадающие под это понятие действия, такие как вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы, вознаграждение за указанную работу в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение, льготная распродажа товаров, бесплатное их распространение, безвозмездное или на льготных условиях оказание услуг, а также воздействие на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.
При этом подкупом избирателей не считается бесплатное распространение печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Следует обратить внимание на положение закона, согласно которому агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
Наличие в каких-либо агитационных материалах признаков рекламы в соответствии с ее определением, содержащимся в Федеральном законе «О рекламе», является нарушением требования закона.
В качестве ограничения при проведении предвыборной агитации предусмотрена норма, согласно которой зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций телевещания, предоставленное им для размещения агитационных материалов, для какой- либо критики, выпадов в адрес своих политических оппонентов. Эта норма не затрагивает совместные агитационные мероприятия.
Так, в рамках теледебатов и других аналогичных мероприятий, то есть в режиме свободной дискуссии, возможность критиковать оппонентов сохраняется.
Избирательное законодательство содержит специальные требования в отношении того, в каких местах разрешается и в каких местах запрещается размещение печатных агитационных материалов. Обязанность выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка возлагается на органы местного самоуправления.
Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах, размещение агитационных материалов на которых не запрещено, только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Одним из важных аспектов соблюдения режима законности при осуществлении агитации является недопущение призывов к совершению деяний, определяемых Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве экстремистской деятельности, либо побуждение иным способом к таким деяниям, а также обоснование или оправдание экстремизма. |